Конечно, родители знают, как будет лучше для ребенка, хотят направить его и предостеречь, но чадо почему-то не спешит следовать их наставлением. Почему так происходит и почему одни дети паиньки, а другие разбойники?
Возрастные кризисы
В один, три, семь лет и в подростковый период дети становятся сами не свои: они развиваются, их возможности расширяются, но что с ними делать им не всегда понятно. Хочется многого, но большинство из этого физически невозможно, поэтому ребенок устраивает истерики, раздражается и становится непослушным. В таком случае ему необходима поддержка родителей, чтобы расставить все по своим местам, обозначить границы его возможностей, объяснить, что хорошо и что плохо.
Неразумные требования родителей
Многим семьям их ребенок кажется непослушным, когда он здоровый и активный. При этом слабые и замкнутые дети будут сидеть тихо возле мамы и ничем не интересоваться. Но какой вариант из этих лучше? Для активного любознательного ребенка задача родителей сводится к обеспечению его безопасности, когда он лезет на горку или хочет преодолеть новую вершину. Папе стоит научить ребенка лазить по деревьям, чтобы быть уверенным в его безопасности, а не снимать оттуда каждый раз. Не ставьте свое спокойствие выше общего развития ребенка: учите, помогайте и обеспечивайте безопасность, а не запрещайте.
Непоследовательность в воспитании
Дети формируют свое поведение исходя из реакции родителей на их поступки. Для того чтобы заработать авторитет в глазах ребенка, требования к нему и запреты должны быть постоянными и не меняться в зависимости от ситуации. В противном случае ребенок перестает слушаться родителей, потому что теряет свое доверие. Если ребенку нельзя сладкое, то его нельзя и во время болезни. Еще одна проблема связана с тем, что родители ждут от ребенка того, чего не делают сами – ждать послушания в этом случае бессмысленно.
Другие причины
Ребенок может перестать слушаться родителей назло, за несправедливо высказывание или унижение, за недостаток внимания. Проблема может быть связана с потерей веры в себя, если ребенку внушают, что он плохой, никчемный, тогда его поведение – обычное соответствие родительским ожиданиям. Ребенок может своим непослушанием просто самоутверждаться, если родители злоупотребляют своей опекой.
Что же делать, если ребенок не слушается?
Учитывая то, что причины непослушания могут быть совершенно разными, действия родителей тоже будут индивидуальны в каждой ситуации. Но есть несколько универсальных правил, позволяющих наладить диалог с детьми:
Не нужно ругать и наказывать в гневе: ребенок плохо воспринимает информацию и не понимает, за что его хотят наказать. Необходим спокойный конструктивный диалог с указанием на неправильное поведение и объяснением наказания за него. При этом ребенок должен смотреть вам в глаза, а вы быть на его уровне.
Установите четкие табу для ребенка, которых не должно быть слишком много, но нарушаться они не могут. Например, брать за руку при переходе через дорогу, не включать газ без присмотра родителей, не совать пальцы в розетку и пр. При этом все они должны быть обозначены в спокойной обстановке – ребенок уже в 2 года сможет усвоить эту информацию.
Объясняйте свои требования: нельзя обижать других детей, потому что им больно, нельзя выбегать на дорогу, потому что там быстро ездят машины и пр.
Не ругайте за проступки и случайности: разлитый компот, разбитую чашку, если это произошло непреднамеренно. Частые упреки снижают авторитет родителей и портят отношения.
Будьте верными своему слову: пообещали – сделали;
Выслушайте ребенка, спросите его, почему он сделал то или иное, возможно, у него есть какая-то причина, которая вам неизвестна.
Не контролируйте каждый шаг ребенка, позвольте ему быть самостоятельным и обеспечьте его безопасность: так вы создадите его светлое будущее, в котором он сможет сам принимать решения, а не плыть по течению, подчиняясь чужим желаниям.
Уделяйте ребенку больше времени, внимания, любви и ласки.
Помните, что ребенок – такой же человек как и вы, и ваша задача подготовить его к взрослой жизни, помочь развить свои способности и таланты, а не ограничивать их развитие.