Для того чтобы исправить ситуацию с невыученными уроками, падением успеваемости, взаимными недовольствами и истериками, необходимо найти причину, по которой ребенок отказывается делать уроки.
Почему ребенок не делает уроки?
Не выработал привычки, не видит интереса или испытывает стресс при подготовке заданий в первом классе, так как домашние задания для него в новинку;
Не понимает материал, не может его усвоить, поэтому в подготовке уроков смысла не видит;
Ленится и не чувствует ответственности, не видит смысла делать уроки;
Боится сделать задание неправильно и получить плохую оценку или осуждение учителя;
Пытается плохим поведением привлечь внимание родителей.
Общим у этих причин является отсутствие понимания смысла домашних заданий, мотивации и ответственности. Но если вы видите, что ребенку не дается какой-то предмет, или его нежелание связано с плохими отношениями в школе, нужно сначала решить эту конкретную проблему.
Как убедить ребенка делать уроки?
Домашняя работа должна быть обязательной частью режима ребенка, такой же как умывание по утрам и укладывание спать. Для организации режима можно составить домашнее расписание, нужно заранее оговорить наказание за невыполненные обязанности. Конечно, в расписании должно быть достаточно времени для домашнего отдыха, прогулки и развлечений. Ребенок должен понимать, что выполнение домашнего задания дает ему право на отдых и развлечения, то есть что обязанности и права имеют одинаково важное значение в жизни любого человека. Расскажите о своих обязанностях: что вы каждый день ходите на работу, прибираете и готовите вне зависимости от вашего желания.
Поинтересуйтесь, когда ребенку удобнее делать уроки: в какой час и сколько времени. Пусть ребенок сам это озвучит, дайте ему право выбора. Некоторым детям удобнее делать уроки сразу после школы, после чего чувствовать себя абсолютно свободным, другим необходимо полноценно покушать и отдохнуть, чтобы набраться сил. Так вы не только учитываете интересы ребенка, но и приучаете его к чувству ответственности за свое решение.
Интересуйтесь в доброжелательной форме, что задано на сегодня: прокомментируйте, что это необходимо для закрепления уже полученных знаний. Поделитесь историей из своего детства: как вам далась эта тема, что вы из нее помните. Спросите, не нужна ли ребенку ваша помощь. Так ребенок почувствует свою значимость и получит мотивацию к выполнению заданий.
Нельзя ругать ребенка, если у него что-то не получается, помогите, объясните то, что непонятно. Но не делайте уроки за ребенка. В случае ошибки не заставляйте переписывать все задание заново.
Предложите ребенку делать уроки по технике тайм-менеджмента: 25 минут непрерывной работы, затем 5 минут отдыха, разминки, после чего опять 25 минут работы. На каждый промежуток отводится только одно задание. Можно скачать программу Pomodeiro и не заводить таймер вручную.
Критика ребенка, превращение уроков в наказание, незаинтересованность в делах ученика отбивают у него дальнейшее желание делать домашнее задание. Гиперопека приводит к таким же результатам. Ребенка нужно понять, узнать о его проблемах, помочь, объяснить, мотивировать и учить ответственности. Если ребенок наотрез отказывается делать уроки, пусть лучше получит заслуженную оценку, чем придет с готовым заданием, выполненным вами. В таком случае он хотя бы сможет сделать выводы и подумать, стоит ли так делать в следующий раз.
Ребенок должен учиться не для родителей, а для себя, для собственного будущего – эту мысль нужно посеять в голове ребенка еще до посещения школы. Наказывать за невыполненное задание имеет смысл, но не физически, а лишением какого-либо удовольствия.