Речь – это обязательный элемент общения среди людей. Только родившись и даже став чуть постарше ребенок еще не умеет общаться с помощью речи, он это делает с помощью крика, плача, жестов, мимики. Но примерно месяцев с трех-четырех он начинает гулить, позже произносит односложные повторяющиеся звуки. И родителей начинают волновать вопросы как научить своего ребенка разговаривать и с какого возраста это нужно начинать делать?
Ребенка нельзя научить разговаривать во младенчестве, но уже с рождения с ним нужно часто разговаривать, комментировать свои действия, все увиденное, позволять видеть как вы говорите, чтобы он наблюдал за движениями губ.
Как ребенка учат говорить?
Часто с ним разговаривают.
Четко произносят все звуки.
Используют только правильные слова без сюсюкания и коверканья слов, никаких бибик вместо машины, кисек вместо кошки и авы вместо собаки. Говорите только правильно. Уменьшительные формы допускаются: машинка, зайчик, собачка.
Больше читают книг. Полезно читать несложные детские стихи и небольшие потешки.
Организуют общение с уже говорящими детьми но с небольшой разницей в возрасте.
Если задают вопросы ребенку, то такие, чтобы у него была возможность для развернутого ответа, а не односложных да или нет.
Чаще спрашивают его прошедшем дне в саду или впечатлениях о событиях.
Чаще поют песни или колыбельные.
Реагировать на его слова. Отвечать. Если он видит жука и говорит это, повторите за ним слово правильно, чтобы он слышал.
Когда он жестами что-то показывает, просите это говорить. Просите, но не заставляйте. А то интерес к разговору у ребенка может пропасть.
Ребенок в год уже должен произносить простые слова: мама, папа, деда, в два года предложения из трех слов: дай мне пить, в три года может говорить сложными предложениями: я не хочу идти гулять, там дождь. Почаще играйте с ним, показывайте ему картинки, предметы. Показывая предмет, говорите и о его основном признаке на данный момент: это красный кубик (когда учите цвета), это большой мяч (когда учите сравнивать размеры).
Развитие речи ребенка проходит в несколько этапов. Он должен научиться не только говорить, но и понимать обращенную к нему речь. Если ребенок после года совсем не произносит даже простейших слов, это уже повод обратиться к специалистам. Логопеды могут начинать занятия с детьми не раньше трех лет. Но возможно у вашего ребенка задержка речевого развития будет обусловлена физиологически, и тогда это требует лечения.