Родителям гиперактивных детей приходится несладко: им сложно что-либо объяснить или донести до чада, ребенку трудно усидеть на одном месте и довести начатое дело до конца. Его двигательная активность избыточна, а иногда проскакивают вспышки гнева. Такое состояние может быть особенностью характера активного ребенка и серьезным врожденным заболеванием, от которого страдают не только родители, но и сам ребенок.
Заболевание или характер?
Гиперактивность может быть врожденным или приобретенным качеством: в первом случае оно является следствием осложнений беременности или родового процесса. При появлении признаков гиперактивности важно показать ребенка детскому психиатру, психологу или неврологу. Только врач может определить, болен ребенок или здоров. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью мешает ребенку в социализации, общении и жизнедеятельности. Если не обратиться во время за помощью, из таких детей очень часто вырастают наркоманы, алкоголики и преступники.
СДВГ – серьезное заболевание, при котором нарушения в центральной нервной системе не позволяют ему удерживать внимание, а мозг не может правильно обрабатывать внутреннюю и внешнюю информацию. Звуковые, эмоциональные раздражители вызывают беспокойство или агрессию. С помощью лекарственных препаратов можно скорректировать работу мозга и нервной системы, что позволит ребенку нормально жить и обучаться, поэтому отказываться от лечения ни в коем случае нельзя. Диагностировать СДВГ можно по следующим признакам:
Заболевание обычно выявляется в 3 или 6 лет, когда ребенок попадает в школу или сад: учителя жалуются на расторможенность, неуправляемость, неусидчивость, неспособность выполнять предъявляемые требования, срывы уроков. Ребенок с СДВГ не может адаптироваться к новым нагрузкам.
В 6 лет можно заметить неуравновешенность, вспыльчивость, страхи, тики, низкую успеваемость, заниженную самооценку, конфликтность, агрессивность, отсутствие авторитетов.
Поведение ребенка одинаково и дома, и в коллективе (саду, школе, улице).
Ребенок не может выполнить задание до конца, сделать его без ошибок, не улавливает главную мысль из обращенной к нему речи.
Он не умеет ждать, кричит, постоянно суетится, вскакивает с места, бегает без цели, карабкается на мебель, не умеет отдыхать.
Много говорит, задает вопросы, но не слушает ответы, импульсивный – не может предугадать последствий своих действий.
Если такое поведение характерно для вашего ребенка, обязательно покажите ему врачу для постановки точного диагноза.
Что делать с гиперактивным ребенком?
Если психиатр, психолог или невролог определит, что поведение ребенка не является результатом нарушений ЦНС, то родителям остается только создать максимально комфортные для себя и ребенка условия, а к подростковому возрасту проблема пройдет сама собой. Для этого необходимо:
Установить четкий режим дня: есть в одно и то же время, гулять в течение определенного периода, вставать и в будни, и в выходные в 8-00 и т.п.
Установить четкие правила: если нельзя сладкое, то нельзя и дома, и у бабушки; если нельзя гулять после 21-00, то и в праздники тоже нельзя и т.п.
Главными принципами в доме должны стать порядок и безопасность: каждая вещь лежит на строго определенном месте, на уровне ребенка розетки защищены, острые предметы спрятаны.
Хвалить ребенка за его успехи и за старания тоже, не ругать, а конструктивно критиковать.
Развивать уникальные способности ребенка, а также чаще давать ему делать то, что у него хорошо получается;
Создать условия для затрачивания энергии: прыгать, бегать, кататься на велосипеде и пр.
Если вы что-то хотите от гиперактивного ребенка, сначала установите контакт: позовите, поверните к себе, посмотрите в глаза, только потом говорите.
Все задания должны быть короткими, конкретными и понятными: не убери свою комнату, а собери игрушки, после этого протри пыль и т.п.
Занятия должны быть короткими (до 10 минут) и тщательно подготовленными, чтобы проходили на одном дыхании. Не стоит заставлять ребенка сидеть во время них.
Ребенку нужны адекватные и любящие родители, поэтому от него нужно периодически отдыхать: отдавать бабушке или няне.
Гиперактивность здоровому ребенку не мешает развиваться и общаться со сверстниками, а у больного СДВГ обычно наблюдается задержка развития уже с первых месяцев. Тем не менее, обеспечение комфортной (постоянной и предсказуемой) среды и выполнение выше перечисленных рекомендаций необходимо в обоих случаях: как для здорового, так и для больного ребенка, только во втором случае оно должно сочетаться с медикаментозной терапией.