Главная/ Утомленные городом /Путешествие в «Долину цветущей пыльцы» - Сикияз - Тамак

Путешествие в «Долину цветущей пыльцы» - Сикияз - Тамак

09 августа 2017      Просмотров  363

В эти выходные я вместе с «Утомленными городом» отправилась в маленькое путешествие по Южному Уралу и Башкирии. Хотелось стряхнуть с ушей уличную пыль и окунуться в объятия матушки-природы. Компания подобралась маленькая, но отважная: фотограф Ольга Ершова, краевед Федор Егорович Жижилев, его взрослая дочь Дарья и я. Пятым членом команды, стойко переносившим все тяготы пути, была Дашина любимица – той-терьер Моника.

В путь мы отправились на «Рено Логан», за рулем был наш гид-краевед Жижилев. Не подозревала, что в полевых условиях Логан ведет себя как заправский вездеход. Мы пересекали речное мелководье, карабкались по лесному бездорожью, словом, зверь-машина.

Стартовали из Челябинска в 9 утра. С собой была куча барахла. Запаслись спальниками, рюкзаками, теплой одеждой для спуска в пещеры, плюс разные там фонарики, перчатки, мазь от комаров, полотенца, купальники, мыльно-рыльные причиндалы… Оля как бывалая походница прихватила и свою неразлучную спутницу-гитару. Ее «немочка», по словам хозяйки, где только не побывала.

В дороге Жижилев просвещал нас разными любопытными фактами и историческими анекдотами. Мы внимали, попутно жуя захваченные им из дома пельмени (Федор Егорыч – удивительно заботливый гид). Не отрывая взгляда от дороги, он вел повествование обо всех окрестных местах. Поведал про Дунькин сундук и Самсонкин гроб, про Казачью пещеру и поиски археологических артефактов. За этими разговорами время летело быстро, и вскоре мы достигли хребта Уреньга. Я специально караулила момент, чтобы сфотографировать его с трассы. Очень хотелось иметь в своей коллекции снимок самой высокой точки на спине Южного Урала. Отметила про себя, как бодро бежит Логан по дороге, уходящей вверх на 45 градусов. Пару лет назад мне приходилось преодолевать эту же трассу на Матизе, помню, как мучительно медленно ползла тогда малолитражка.

Первую остановку мы сделали в Сатке. Жижилев тут же принялся рассказывать, что это бывшая вотчина баронов Строгановых, которая просто кишит природными и архитектурными изюминками. Я обратила внимание на монструозного вида промышленное здание. Егорыч объяснил, что это чугуноплавильный завод - один из старейших в мире. Двести лет назад в этих цехах отливали пушки и ядра для войны с Наполеоном. Чугунное жерло старинной мортиры можно увидеть возле входа в местный краеведческий музей. Наш гид сделал было попытку затащить нас туда, но музей был на обеде, и вопрос отпал сам собой. Однако Федор не унывал и тут же заставил нас любоваться прекрасно сохранившимися купеческими особняками и живописным храмом Святителя Николая, что возвышается на берегу городского пруда. Дай волю, он подробнейше изложил бы нам историю каждого подвала и каждого кустика, но Оля вдруг увидела палатку с поделочными минералами и… практически ушла в нирвану. Она словно завороженная перебирала камешки, видимо, уже представляя в голове готовую поделку (Оля специалист по лепке из полимерной глины с использованием природных материалов). И нам пришлось чуть не силой отрывать ее от прилавка. Перед уходом она скупила целую пригоршню небольших кристаллов горного хрусталя. Видя ее страсть, продавец заподозрил в Оле родственную душу и сбыл весь товар всего по 5 рублей за штуку.

Следующая остановка была в поселке Межевом. Наша компания захотела мороженого, и мы тормознули у старого купеческого особняка, в котором ныне располагается продуктовый магазин. Поедая холодный молочный продукт, Жижилев рассказал нам легенду о том, что якобы в подвалах этого дома во времена крепостничества была пыточная. Мы представили себе в красках события того мрачного времени и порадовались, что живем в нынешних временах. Там же, в Межевом Жижилев показал нам загадочные конусообразные строения из красного кирпича, похожие на огромные бутылки. Объяснил, что это старые печи для отжига извести. В советское время известкой пользовались повсеместно: потолки и стены в домах белили, покрывали побелкой фасады. Печи долгие десятилетия исправно поставляли известь. Но в девяностые годы их выкупил какой-то олигарх и кустарное производство на этом закончилось.

Характерная история и у другого творения рук человеческих – гидротехнического тоннеля реки Каменки. Этот объект тоже находится в Межевом. Люди насильно заключили реку в мрачную бетонную темницу, чтобы изменить ее русло ради добычи боксита. Но делу это не помогло. Постоянная откачка воды сделала добычу убыточной, и шахту закрыли. Мстительная река тут же затопила все подземные выработки вместе с оборудованием. Несколько лет назад словно в качестве извинения местное население облагородило вход в тоннель. Там устроили каскадный водопад с фонтаном и арочный мостик. Арку над тоннелем украсили иконой Казанской Божьей матери. Может, простит…

Наконец, проехав 230 километров, мы оказались практически у цели - в селе Лаклы. Живописная деревенька находится на самой границе Челябинской области и Башкирии. Очаровали милые пасторальные пейзажи и пасущиеся на сочных зеленых берегах стада гусей и коз. Лаклы – излюбленное место туристов-водников. Река Ай в этой местности многократно петляет, и сплавщики – как бывалые, так и новички, с удовольствием отправляются в двух- или трехдневное путешествие. Мы увидели вытащенные на берег катамараны и веселых загорелых людей в купальниках и спасжилетах и помахали им рукой.

Проехав от указателя «Лаклы» вверх по дороге километра три, остановились. Здесь, прямо на обочине, течет родник с очень вкусной прозрачной водой. От души напились, набрали родниковой воды в бутылочки. Жижилев скомандовал переодеться в теплое, взять перчатки и фонарики. Даша с Моней решили не рисковать и остались в машине, а мы с Ольгой в сопровождении нашего гида потопали в Лаклинскую пещеру. Она находится в трехстах метрах от родника, но устье спрятано на высоте, нам пришлось карабкаться метров 15-20 вверх по хребту. Естественно, в пути Федор успел обогатить нас знанием, что пещера числится в памятниках природы, и что ее посещал сам академик Паллас. И вот мы на месте. Сход в грот идет под углом 45 градусов, при этом под ногами мокрая глина и острые камни. Стоит оступиться, и привет. Благо на самом опасном участке натянута страховочная веревка, за которую можно схватиться. На полусогнутых, а кое-где и на четвереньках, мы спустились на дно пещеры. Только тогда смогли по достоинству оценить это чудо природы. Пещера огромная, как самолетный ангар! Внутри нее свободно поместится десятиэтажка. Я сразу почувствовала себя маленькой и беспомощной перед этой стихией. Осторожно пробираясь по большим острым валунам, мы достигли противоположного края пещеры и обнаружили там довольно просторный лаз, уводящий куда-то в глубь недр. Эту пещеру спелеологам еще долго изучать. Выбравшись на волю, я вздохнула с облегчением. Уверена, мои спутники чувствовали то же самое.

Впереди по курсу у нас лежала деревенька Сикияз-Тамак, основанная еще в царское время казаками. Федор рассказал, что в девяностые годы прошлого века она обезлюдела – умер последний живущий здесь старик. Так и сгинула бы в анналах истории, если бы не наш знаменитый челябинский спелеоархеолог Владимир Юрин. Он открыл здесь колоссальных размеров пещерный град. Это настоящий каменный город, подобного больше нет в целой России. Археологи обнаружили здесь следы людей каменного века – примитивные орудия труда, черепки от керамической посуды. В одной из пещер нашли святилище с медвежьими черепами. Встречались кости мамонта и шерстистого носорога. Словом, после такого открытия в мертвую деревню зачастили археологи, потом любопытствующие туристы, а потом понаехали дачники и частники - налаживать турбизнес. Двигаясь к броду через Ай мы увидели на нашем берегу подобие кемпинга с полдюжиной квадроциклов, а на другом – обустроенный по полной программе палаточный лагерь, предлагающий туристам ночлег.

Еще в Челябинске Жижилев предупредил нас, что по пути к пещерам Сикияз-Тамака нам надо будет вброд форсировать реку, мол, запасайтесь купальниками. Но я до последнего момента не представляла, что это будет за приключение. Ай – настоящая горная река. Мало того, что холодная, дно ее – сплошь острые камни и галька. Мои спутники благоразумно запаслись закрытой обувью со шнуровкой, а я понадеялась, что меня спасут сланцы. Где там! В районе Сикияза скорость течения Ая – километров 10-12 в час. Это я уже постфактум дома вычитала. Чтобы понять, каково это – вброд пересекать такое течение, представьте, что вы пытаетесь остановить мчащегося велосипедиста.

Ширина реки, по моим прикидкам, метров 40-50. Первые десять мы прошагали относительно спокойно. Жижилев шел впереди, неся в сумке под мышкой Монику. Собаку предстоящее путешествие волновало, и не напрасно. Мы трое беспечно отстали от нашего провожатого и когда рядом с нами поравнялись сплавщики на катамаране и стали предлагать, мол, девчонки, давайте мы вас перевезем, я решила, что с нами кокетничают. Глупая, мне надо было орать: да, да, мы согласны. Но по незнанию ситуации у меня случился какой-то молчаливый ступор. Молчали и мои спутницы. А тут еще и Егорыч, который шел с Монькой в авангарде, гордо бухнул «Ничего, сами дойдут!» Сплавщики, понятное дело, проехали мимо. То, что мы зря оттолкнули руку помощи, стало понятно, когда наша женская компания достигла середины брода. Оля и Даша каким-то чудом держались, причем у Ольги с собой была еще и фотокамера. А у меня от быстро бегущей воды кружилась голова. Я сделала неуклюжий шаг и левый сланец сорвало с ноги и мгновенно унесло течением. Тут же оскользнувшись на острых камнях, я едва не ушла под воду, Ольга чудом удержала меня. Она как мать-героиня вцепилась в мою руку и скомандовала: а ну, хватайтесь все друг за друга! В эту минуту мы выглядели как Трус, Балбес и Бывалый, когда они стоят втроем посреди дороги, причем в роли Труса – я. Но в отличие от киногероев, стояли мы в самой стремнине горной реки. Меня шатало течением как тростинку, я видела, как отчаянно Оля пытается поднять повыше свою фотокамеру и в то же время удерживать меня на месте. Но я точно уволокла бы девчонок под воду, если бы Даша не крикнула: «Папа, помоги!» Жижилев, который к этому моменту был уже почти у берега, бросил собаку в воду и героически поспешил к нам. Он рассекал волны как крейсер «Аврора» и ледокол «Ленин» вместе взятые, а мы стояли из последних сил. У берега отчаянно плюхалась Моня, пытаясь выкарабкаться на сушу. На берег мы выбрались мокрые до подмышек. Влажным было и все барахло в рюкзаке, но фотокамеру Оля каким-то чудом умудрилась не искупать.

К пещерам Сикияз-Тамака ведут две тропы – одна широкая, пологая, по ней можно проехать на машине. Вторая идет вдоль русла реки, постепенно уводя на 70 метров вверх от подножия хребта. Конечно, мы пошли по самой трудной. Эта узкая тропа петляет между деревьев и двигаться по ней нужно осторожно, остерегаясь наступать на корни, иначе легко поскользнуться и покатиться с горы вниз. Одного такого неудачливого (а может, наоборот – удачливого, не разбился же!) товарища мы встретили по пути. Сначала возник зычный храп, затем разглядели зацепившееся на склоне за кусты мужское тело в камуфляже. Тело сладко чмокало губами и от него на всю округу исходил запах перегара. Не зря говорят, что пьяному горы по колено. Возможно, это был один из тех туристов, чей лагерь мы видели внизу. Решили не мешать человеку спать и пошли дальше.

Жижилев рассказал, что пещерный ансамбль вмещает в себя полсотни карстовых полостей - сквозные пещеры, лабиринты, арки, мосты, гроты, скальные навесы. Культовое место разных эпох - от палеолита до железного века. Многие из них остались безымянными, но самым известным исследовали дали имена. Например, Танцевальный грот. Мы побывали там. Пещера очертаниями похожа на сцену-ракушку и пол в ней такой ровный, что впрямь можно танцевать. В нише увидели старое костровище –видимо, многих путешественников она привечала. За один день осмотреть весь пещерный град невозможно. Я думаю, что и недели вряд ли хватит. И поскольку уже был вечер, мы наскоро заглянули в несколько попавшихся на пути небольших гротов, и поднялись на смотровую площадку хребта. В лучах закатного солнца открылась потрясающая панорама Айской долины – сосны, река, испещренные ветрами скальные уступы, желтые от пыльцы луга…Если вы увидите самый потрясающий снимок этих мест, не верьте – в действительности все намного красивее!

На обратном пути нам снова пришлось переходить вброд Ай, надо же было возвращаться к машине. Жижилев отдал мне свои штиблеты, а сам натянул кроссовки, лежавшие у него в рюкзаке. До берега эти ботинки дотопали с разодранными вдрызг подошвами, пришлось выбросить. Ночевали в Лаклах, в гостевом домике местного жителя – старинного приятеля Федора Егоровича. В походном расписании были ночной костер и песни под гитару, но мы были так измотаны, что смогли только быстро перекусить и тут же расползлись по спальникам.

Следующий день нашего путешествия Федор Егорович посвятил ознакомлению нас с другими знаковыми красотами Башкирии. Мы заехали на источник Кургазак и уже собирались там искупаться в минеральной воде, когда наш гид обнаружил, что забыл купальные трусы в Лаклах, где мы сушили все наше мокрое имущество. Пришлось ограничиться фотосессией.

Затем мы заехали в очень живописную деревню Кульметово. Жижилев показал нам уникальный «кипящий» родник, выложенный огромными каменными блоками, похожими на те, что лежат в основании египетских пирамид. Кто и когда укладывал вокруг родника эти гигантские обтесанные прямоугольники, сейчас сказать трудно. Старожилы говорят, что они лежали тут всегда. А «кипящим» родник называют из-за того, что вода бьет из-под земли с напором, и где-то в подземных полостях хорошо напитывается газом – кислородом или углекислым. Пузырьки скапливаются на дне, а потом разом поднимаются к верху. Впечатление, что вода кипит. Тут же, возле родника, к нашей компании привязался «жених» - местный пес неведомых кровей. Он всеми силами выказывал гостеприимство и жаждал познакомиться поближе с городской штучкой Монькой, но та отгоняла прилипчивого ухажера звонким лаем. Провожаемые умильным взглядом незадачливого кавалера, мы сели в машину и тронулись дальше, к очередной достопримечательности.

Неподалеку от Кульметово есть утес, именуемый Камнем-Разбойником. Он возвышается прямо над изгибом реки Ай и столетие-полтора назад был сущим кошмаром для судовладельцев, из-за чего деревня очень полюбилась разбойникам и конокрадам. Они грабили баржи, которые разбивались об острый утес, за что он и получил свое название. Жижилев рассказал нам занятную историю, о ней писали местные газеты. Летом 1970 года механизатор из деревни Алексеевка работал в Кульмето - поднимал экскаватором речной песок. И аккурат у скалы Камень-Разбойник вытащил со дна два тяжелых ящика, в которых оказались 70 офицерских сабель. Клинки сильно изъела ржавчина, но эфесы сохранились – они были позолочены. Куда эти сабли делись впоследствии, неизвестно. Но, по слухам, это была не одна подобная находка. Когда в засушливые годы река мелеет, возле Камня-Разбойника энтузиасты время от времени находят что-то интересное. Говорят, на дне под утесом лежит бочонок золота, который в стародавние времена два брата-цыгана не смогли поделить между собой.

Там, в сени старого разбойничьего приюта мы пообедали захваченной с собой снедью, насобирали луговых трав – душицы, зверобоя, иван-чая. Помахали рукой и поприветствовали проплывавший мимо катамаран, на котором гордо реял флаг с надписью «Копейск» - виват землякам! – и потихоньку отправились в обратный путь. А будучи в районе Миасса, вдобавок заехали еще и на Тургояк, отдохнули полтора часа у чистейшей озерной воды.

Уже дома, вспоминая как прошли мои выходные, я обнаружила, что маленький двухдневный вояж невероятно меня освежил. Смена впечатлений благотворно сказалась на моем моральном настрое, и на работу в понедельник я отправилась как на праздник (шучу, конечно). Словом, я благодарна Федору Егоровичу и нашей маленькой компании за чувство единства, которое возникло в пути, и смену впечатлений, и наши смешные приключения. Так что когда я снова устану от мегаполиса, то обязательно отправлюсь с «Утомленными городом» в мини-путешествие по родному краю.